СПЛИТ: хороший, плохой, злой

27.02.2019

Блог генерального директора Объединения финансовых учреждений Виктории Волковской на Investgazeta.

В четверг, 28 февраля планируется вынесение законопроекта #2413а (он же СПЛИТ) на рассмотрение Верховной Рады. Давайте поразмышляем о возможных сценариях развития, если 15-я пытка (ох, извините, по Фрейду) - попытка принять СПЛИТ внезапно увенчается успехом.

Если вкратце, то суть законопроекта заключается в передаче Нацбанку небанковского финансового рынка, за исключением Фондов финансирования строительства и Пенсионных фондов (они «уходят» под регулирование Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). После этого начинается переходной период, во время которого новые регуляторы начинают думать, что делать с небанковским рынком, рынок – о том, что делать дальше, а потребители – сколько им это будет стоить.

В воздухе опять царит напряжение, очередная порция публикаций о том, как станет здорово на финансовом рынке, если будет принят СПЛИТ… При этом как-то странно замалчивается заключение Главного юридического управления Верховной Рады, которое признало законопроект #2413а неконституционным, коррупционным, не соответствующим законодательству и в случае принятия – возможным для обжалования в Конституционном суде.

ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

ЗЛОЙ СЦЕНАРИЙ

Передача небанковского финансового рынка НБУ, по сути, означает создание новой ветки власти. Представьте госорган, который контролирует финансовую систему страны, сам пишет и сам принимает, без согласования с кем-либо, нормативные акты, сам себя контролирует. Де-факто не подотчетный никому. Наивно верить, что после очередной «чистки» небанковского финансового рынка, которая кстати, на словах «закончилась», а на деле – продолжается, регулятор успокоится и не попытается активнее играть в большую политику. Насколько финансовый рынок переживет «покращення» остается за скобками.

ПЛОХОЙ СЦЕНАРИЙ

После принятия СПЛИТа и во время переходного периода в Украине - выборы Президента. Новоизбранный глава государства меняет руководство Нацбанка и новые люди оказываются на распутье – продолжать делать непопулярную «реформу» накануне парламентских выборов или отказаться от нее. Рынок остается в подвешенном положении, частично сворачиваясь, частично уходя в тень.

ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ

Самый понятный и простой вариант – Президент не подписывает принятый парламентом законопроект #2413а. Потому что личные амбиции отдельных лоббистов СПЛИТа не стоят электоральных потерь. Потому что ко второму чтению законопроект не только потерял актуальность и идею ради которой готовился в 2015 году, но и так кардинально переписан в угоду отдельным группам, что «мать родная (в нашем варианте автор законопроекта – Президент) уже узнать его не сможет, если, конечно, почитает. Потому что уничтожение небанковского финансового рынка, аналогичное «банкопаду», сократит налоговые поступления в бюджет, вызовет рост безработицы и усилит протестные настроения.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Этот вариант, условно, назовем сценарием здравого смысла. Речь идет об очевидном шаге – депутаты не принимают законопроект #2413а. И, как следствие, представители регулирующих органов, участники рынка и международные эксперты совместными усилиями, с учетом украинских особенностей и лучших (!), а не худших международных практик, вместе разрабатывают настоящую реформу финансового рынка. Уже сейчас разработаны альтернативные концепции реформирования, направленные на стабильность и развитие рынка, а не создание неподконтрольного мегамонстра. Отказ от принятия этой доктрины Пупкина, открывает реальный шанс реформ. Хочется верить, что депутаты это осознают и сделают разумный выбор.

Додати коментар

Поділитися: 

Матеріали на цю тему:

22.02.2019

Колонка генерального директора Оъединения финансовых учреждений Виктории Волковской на портале Минфин

03.01.2018

Колонка генерального директора Объединения Финансовых Учреждений Виктории Волковской на Лига.Финансы

20.06.2018

Колонка генерального директора ОФУ Виктории Волковской для НВ.Бизнес